Потребители могут и должны отстаивать свои права


В Общественной палате Смоленской области состоялось заседание круглого стола, приуроченное ко Всемирному дню защиты прав потребителей, участники которого обсудили состояние дел в этой сфере в нашей области. Инициатором мероприятия выступила руководитель общества защиты прав потребителей «Фемида», председатель комиссии Палаты по вопросам ЖКХ Светлана Крючкова.

Нужно, кстати, отметить, что идея провести подобное мероприятие на площадке Общественной палаты не случайно исходила именно от Светланы Алексеевны: жилищно-коммунальное хозяйство находится в числе отраслей, наиболее часто вызывающих вопросы у граждан.

Говоря о работе, проводимой в этом направлении в Смоленской области, общественница отметила: статистика показывает сокращение количества организаций, занимающихся данным видом деятельности.

– Если ранее таких общественных организаций было более десяти, то в настоящее время работающих – четыре. Я очень рада, что по инициативе администрации области была создана некоммерческая организация, которая защищает права потребителей в сфере ЖКХ, и, кроме того, у нас появилась активно работающая Ассоциация председателей советов многоквартирных домов. Это очень сложный сегмент, и это действительно важно, – заявила Светлана Крючкова.


Вместе с тем, подчеркнула общественница, в последние годы в России на государственном уровне делается очень многое для того, чтобы защитить потребителей. В качестве примера Светлана Крючкова привела деятельность «Фемиды», которая специализируется на проверках качества продуктов питания.

– Если раньше мы проводили смотры качества продуктов и браковали до 90%, то сейчас этот уровень снижается. И правительство страны, и глава государства делают акцент на том, чтобы производители соблюдали правила, ГОСТы, и я уверена, что законодательство в этой сфере еще будет меняться, – сказала председатель комиссии по вопросам ЖКХ.

Задачу, стоящую перед участниками круглого стола, обозначил член Общественной палаты, руководитель Аппарата организации Роман Романов:

– Вопрос не в количестве организаций, а в качестве защиты прав потребителей. Нам нужно обратить внимание на то, с какими проблемами мы сталкиваемся при защите прав потребителей, обсудить их и вынести рекомендации по поводу того, что мы вместе можем сделать, чтобы эти мероприятия были более эффективными.


О структуре системы, созданной в нашей стране для защиты прав потребителей, участникам круглого стола напомнил руководитель регионального Управления Роспотребнадзора Сергей Рогутский. Он, в частности, отметил, что Российская Федерация – одна из немногих стран мира, в которых действует закон «О защите прав потребителей». Закон был принят в 1992 году и с тех пор неоднократно менялся в соответствии с быстро меняющимися требованиями времени, рассказал глава ведомства. Одним из ключевых, по словам Сергея Рогутского, в этом документе остается определение понятия «потребитель»:

– Это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Говоря об инфраструктуре защиты прав потребителей, сформированной в нашей области, руководитель регионального Управления Роспотребнадзора отметил: на Смоленщине эта работа ведется в рамках государственной программы, направленной на создание благоприятных условий для экономического развития региона. В частности, сформирован профильный межведомственный совет, в состав которого вошли представители заинтересованных органов власти, региональных и местных общественных объединений защиты прав потребителей.


Глава Управления Роспотребнадзора также сообщил, что данная работа проводится и на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления имеют право, подчеркнул Сергей Рогутский, рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суды. В качестве примера такой деятельности он привел Ершичский, Рославльский, Руднянский и Ярцевский районы.

А третьим звеном в этой системе являются общественные объединения потребителей, их ассоциации и союзы, сообщил руководитель ведомства, уточнив: защита прав потребителей, согласно действующему законодательству, – также их право, а не обязанность.

В продолжение своего выступления Сергей Рогутский рассказал о самом частом нарушении прав потребителей, выявляемом в сфере торговли, – несоответствии цены, указанной на ценнике, сумме, которая появляется на кассе торговой точки. И как раз в этом случае, заметил руководитель профильной структуры, многое зависит от самого покупателя:

– Инспектора к каждой кассе приставить невозможно, а потребители могут и должны отстаивать свои права. Если человек будет обращать внимание на то, что там одна цена, а здесь другая цена, и голосовать своими деньгами – «спасибо, я уйду в другой магазин», это и будет защитой прав потребителя на житейском уровне.

В продолжение обсуждения участники круглого стола затронули и такую острую тему, как покупка мобильных телефонов. Не секрет, что иногда в чек на оплату недобросовестные продавцы включают некие услуги по консультированию клиента и настройке смартфона, а также так называемую «расширенную гарантию». И если при оплате всей суммы в магазине эти факты зачастую можно выявить и отказаться от приобретения товара, то ситуация усложняется, когда речь идет об оформлении покупки в кредит, когда все эти «услуги» заносятся в договор с банком. Участники встречи убеждены: смолянам нужно внимательно читать документы, в которых они ставят свою подпись.

К слову, грамотность потребителей вызывает у специалистов определенное беспокойство, особенно, когда дело касается вопросов жилищно-коммунального хозяйства. О том, что обращений граждан, связанных с этой сферой, поступает очень много, говорили не только представители Государственной жилищной инспекции и Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, но и прокуратуры. Сотрудник этого ведомства, кстати, напомнил: прокурорам запрещено вмешиваться в работу контролирующих органов, вместе с тем, данные структуры имеют право самостоятельно обращаться в судебные органы с исками о защите прав потребителей, но не всегда активно пользуются этим правом.


– Хотелось бы, чтобы и собственники жилья лучше знали свои права, – такое мнение неоднократно звучало от представителей общественных организаций. Стоит, кстати, отметить, что многие из них ведут просветительскую работу, выпуская памятки и буклеты, рассказывающие о том, как правильно защитить свои права.

Подводя итоги мероприятия, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам ЖКХ Светлана Крючкова зачитала проект решения круглого стола. В нем, в частности, содержится ряд рекомендаций в адрес региональных органов власти и местного самоуправления, Государственной жилищной инспекции и иных заинтересованных структур. Основное их направление – усиление просветительской деятельности среди смолян с целью повышения их юридической грамотности.


Источник: Сайт Общественной палаты

Общественная палата2019-04-01Просмотров: 50
Яндекс.Метрика