Интервью с Генеральным директором Общества защиты прав потребителей «Фемида», г. Смоленск
Интервью корреспондента электронного журнала для потребителей «Спрос» с Крючковой Светланой Алексеевной, Генеральным директором Общества защиты прав потребителей «Фемида» от 15.08.2019.
КОРР.: Светлана Алексеевна, когда в Смоленске появилось Общество защиты прав потребителей «Фемида», с чем это было связано?
С.А.: В 2005 году сотрудников региональных органов Торгинспекции, которая к тому времени перестала существовать, пригласили в Москву для создания межрегиональной организации, которая планировала заниматься защитой прав потребителей. В 2008 году по независящим от нас причинам в головной организации начались проблемы, и мы приняли решение создать свое объединение для решения этих задач.
КОРР.: Какие задачи вы ставили перед собой тогда, и чем занимаетесь сейчас?
С.А.: Прежде всего мы занимались и занимаемся защитой законных интересов граждан. Мы проводим бесплатные консультации для людей, у нас ежедневный прием и консультации по телефону. Серьезная часть нашей работы состоит в т м, что юристы нашей организации представляют интересы пострадавших граждан в суде. Нам удается добиться возмещения убытков в полном объеме, выплаты компенсации морального вреда, неустойки – реально добиваемся выплат серьезных сумм людям, чьи права были нарушены.
КОРР.: Вся эта работа ведется на добровольной основе – это волонтерский труд людей, состоящих в вашей организации?
С.А.: Для социально незащищенных слоев населения наша помощь бесплатна, но мы имеем право делать это и на платной основе.
КОРР.: Какую часть объема всей работы Общества защиты прав потребителей "Фемида" занимает контроль качества продуктов питания? Что Вы можете сказать о качестве продуктов в Смоленске?
С.А.: С момента создания мы понимали, что в городе не хватает экспертных служб, и мы эту проблему успешно решаем. В нашей организации работают 56 экспертов в разных направлениях определения качества, среди них много узких специалистов, которые тонко разбираются в своих вопросах. Эта экспертная работа ведется уже 11 лет с 2008 года. К нам обращаются и потребители, и производители, выполняем обращения в проведении судебной экспертизы. Эту работу мы наладили. Надо отметить, что больше все-таки обращений по непродовольственным товарам. Есть такая тенденция, что люди, столкнувшись с некачественными продуктами питания, не хотят связываться, поскольку считают, что потратят больше времени и нервов, чем потеряли денег.
КОРР.: Верно, россияне не очень любят и не привыкли ходить в суды по такому поводу. Но если люди не обращаются, Общество защиты прав потребителей "Фемида" выходит на проверки? Проводите ли вы проверки качества продуктов питания? Что такие проверки показывают?
С.А.: Мы регулярно проводим проверки качества продовольственных товаров и видим, что люди страдают от их низкого качества. Раньше такие проверки проходили ежемесячно, сейчас по финансовым причинам проводим их по мере необходимости. Речь идет о смотре качества продукции на заседании оценочной комиссии, которая состоит из экспертов-специалистов из различных контролирующих организаций: Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ветеринарная служба, «Смоленсктест», в комиссии работают наши специалисты и представители муниципалитета. Закупаем продовольственные товары, как правило, делаем закупку товара одного наименования, проводим лабораторные испытания, оцениваем продукты по органолептическим свойствам. На комиссию приглашаются производители продуктов, подвергнутых проверке. Конечно, приезжают не все, и именно те, кто допускает нарушения, игнорируют нас.
КОРР.: Вы сказали, что в составе комисси есть представитель Роспотребнадзора. Какие отношения у Общества защиты прав потребителей "Фемида" с этим контролирующим органом. РИПИ часто сталкивается с тем, что Роспотребнадзор во многих регионах игнорирует обращения общественных организаций по фактам обнаружения некачественной продукции?
С.А.: У нас партнерские отношения с Роспотребнадзором, отношения совместной деятельности. Этот контролирующий орган рассматривает наши обращения. Впрочем, региональный Роспотребнадзор сам находится в определенных рамках, поэтому одновременно с обращением в Роспотребнадзор мы обращаемся в прокуратуру, которая в свою очередь делает свой запрос в Роспотребнадзор. И после такого запроса Роспотребнадзор, конечно, принимает меры против нарушителя.
КОРР. : С какими лабораториями вы работаете? Обращаетесь ли вы в лаборатории своего региона или пользуетесьуслугами лабораторий в других областях России?
С.А: Мы работаем как с нашими лабораториями, так и с лабораториями в других регионах.
КОРР.: Связано ли обращение в лаборатории других регионов с тем, что смоленская лаборатория не хотела афишировать нарушения в продукции предприятия, которое является ее клиентом?
С.А.: Мы с такими случаями не сталкивались. Такого, чтобы я сомневалась в некомпетентности или подозревала осознанное занижение каких-то показателей, полученных в ходе анализа, не было. Хочу сказать, что значительную часть исследований, проводимых совместно с Россельхознадзором, осуществляем в Брянске.
КОРР.: Есть ли взаимодействие с региональной властью: она вам помогает, слышит вас или игнорирует?
С.А.: На заседания нашей комиссии мы всегда приглашаем представителей и областной, и муниципальной властей. Финансовой поддержки от них нет, но своим участием в нашей работе они поднимают ее значимость.
КОРР.: Вы 11 лет следите за качеством продуктов питания в Смоленске. Каково сегодня положение, какая динамика ситуации?
С.А.: В начале нашей деятельности бывало, что браковали 100% закупленных образцов! Сейчас ситуация лучше. Впрочем, вызывает опасения качество молочной продукции, в частности, часто сталкваемся с заменой молочного жира растительным в молочной продукции. Часто с этим сталкиваемся при контроле качества мороженного, сметаны, творога, особенно сливочного масла .
КОРР.: Как Роспотребнадзор реагирует на ваши обращения по поводу таких нарушений?
С.А.: Реакция, конечно, есть, но нам больше отвечает прокуратура. Могу сказать, что по нашим сигналам часто проводятся не только проверки, но деятельность предприятия приостанавливалась на 90 дней. Бывало и такое, что по указанному на этикетке адресу проверяющие не обнаруживали компанию-производителя.
КОРР.: Общество защиты прав потребителей "Фемида" недавно стало партнером РИПИ. Какие надежды Вы возлагаете на это сотрудничество? Какие задачи совместно с РИПИ хотите решить, и какие перспективы сотрудничества видите?
С.А.: Сотрудничество с эксперной организацией, которая много лет успешно работает, всегда полезно. Речь идет и о конкретной помощи, которая заключается в проведении исследований образцов продукции, и в методическом и экспертном взаимообогащении.
Беседовала Елена Пустыгина